Tuesday 23 August 2011

Пару штрихов о фильмах «По семейным обстоятельствам» и «Спортлото-82»

«Это вы что же, на Брежнева намекаете?! Только он у нас половину букв не выговаривает!»


Сценарий фильма «По семейным обстоятельствам» был написан драматургом Валентином Азерниковым на основе популярной пьесы «Возможны варианты», посвященной юбилею Москвы. Неожиданно для своего создателя пьеса оказалась настолько популярной, что с большим успехом прошла не только во многих театрах Советского Союза, но и за рубежом. А двухсерийный телевизионный фильм, который снял по ней режиссер Алексей Коренев, вообще побил все рекорды популярности: картину смотрели и цитировали все.



Сегодня даже не верится, что во время съемок и монтажа у творческой группы возникали проблемы... с цензурой. Причем, особым нападкам подвергались именно те моменты, которые так полюбились впоследствии зрителям. «Поначалу из фильма вырезали знаменитую фразу «логопеф с улицы Койкого», — вспоминает автор сценария картины Валентин Азерников. — Кинематографическое начальство среднего ранга возмутилось: «Это вы что же, на Брежнева намекаете?! Только он у нас половину букв не выговаривает!» И совсем уж, было, убрали, но потом все-таки решили показать более высокому начальству — председателю Госкино Ждановой. А теперь представьте себе картину: в просмотровом зале «Мосфильма» сидит высокая комиссия, но на экран смотрит только сама Жданова. Все остальные внимательно следят за ней: засмеется или нет? Она засмеялась, ножницы тут же спрятали. А вот кусок с маклером в исполнении Владимира Басова, в котором речь идет о чешском унитазе («Зять у меня — чех, компакт чешский», — говорила героиня Галины Польских), благополучно вырезали. Прямо перед премьерным показом контрольный редактор возмутился: «Чех? Вы что, намекаете на советские танки в Праге?!» И — чик! Правда, когда началась перестройка, тот кусочек тут же вклеили обратно».

Главные роли в картине сыграли замечательные актеры — Галина Польских, Марина Дюжева, Евгений Стеблов, Евгений Евстигнеев, Евгения Ханаева, Бухути Закариадзе, Анатолий Папанов, Людмила Зайцева, Нина Дорошина, Ролан Быков, Николай Парфенов, Владимир Басов. Правда, как с горечью заметил недавно Азерников, из всех, кто работал над фильмом, любимым несколькими поколениями зрителей, в живых осталось всего несколько человек.

Михаил Пуговкин признался, что носит интеллект... в специальной сумочке


К сожалению, нет в живых и режиссера «Спортлото-82» Леонида Иовича Гайдая. Зато зрители до сих пор с удовольствием смотрят снятые им картины — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Достойное место в этом списке занимает и «Спортлото-82» — одна из последних суперпопулярных комедий Гайдая. Увы, все последовавшие за ним фильмы, снятые в эпоху перестройки («Частный детектив, или Операция кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди»), не привлекли особого зрительского внимания и не повторили успеха его знаменитых лент.

Мало кто знает, что эта картина была по-своему знаменательна для Гайдая: наконец-то он смог снять в одной из главных ролей одного из самых любимых своих актеров — Михаила Ивановича Пуговкина. К работе с Пуговкиным Гайдай примерялся еще во время съемок «Операции «Ы»...» — он хотел, чтобы именно тот сыграл Верзилу в новелле, действие которой происходит на стройке. Пуговкин, как мог, убеждал режиссера, что не годится на эту роль, но тот никак не соглашался. Даже пробы отснял. По существующему тогда порядку их должны были показать генеральному директору «Мосфильма» Пырьеву, который, посмотрев, сказал Гайдаю: «Верзила в исполнении Пуговкина — уголовник, а он должен быть большим и добрым». Так Верзилой стал Алексей Смирнов, а Пуговкин сыграл прораба.

Когда Гайдай решил снять Михаила Ивановича в роли кинорежиссера Якина в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», взбунтовались все режиссеры «Мосфильма». Они утверждали, что для этого образа актеру не хватает интеллекта. Но тут уж Гайдай настоял на своем. «Они же не знали, — смеялся впоследствии Пуговкин, — что интеллект всегда при мне, я его... в специальной сумочке ношу». Со временем режиссеру удалось снять любимого актера еще в одном фильме — «Двенадцать стульев», где он сыграл отца Федора. Но вот главные роли ему, как назло, не доставались. А потом, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Ко времени съемок «Спортлото-82» Гайдай по причинам личного характера уже не работал со знаменитой троицей Вицин-Никулин-Моргунов (говорят, причиной стала ссора с Моргуновым), вот тут-то и наступил звездный час Пуговкина. А его партнером стал прекрасный комедийный актер Михаил Кокшенов.

0 коммент.:

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails